Потребительская упаковка — это все многообразие упаковочных изделий, в которые помещаются продукты и товары личного потребления. В ней продукция перевозится, загружается, разгружается, хранится и доставляется конечному потребителю. Такая упаковка — неотъемлемая часть любого товара и для конечного покупателя она всегда включена в его стоимость. Изделие выполняет 3 ключевые функции:
- защищает продукт от порчи и повреждений при транспортировке и хранении;
- информирует потребителя о своем содержимом;
- рекламирует товар, играя роль маркетингового инструмента.
Это важная составляющая имиджа бренда и в каждом отдельном случае она призвана подчеркнуть уникальные свойства товара, его преимущества и особенности применения. Для этого используется фирменный дизайн компании-производителя, многоцветная печать, голограммы, логотипы и другие элементы. |
И, безусловно, на любую потребительскую упаковку должна быть нанесена маркировка, дающая основную информацию о продукте.
Интересные конструкции:
Основные критерии классификации упаковки
Такая упаковка классифицируется по множеству критериев. Она может быть первичной (индивидуальной) и вторичной (групповой), также она подразделяется на несколько разновидностей.
Однако независимо от вида она имеет определенные ограничения в размере, массе и вместимости, и все эти показатели рассчитываются под параметры товара (форму, объем, длину, вес). Как правило, упаковка такого рода не предназначена для самостоятельной транспортировки.
Индивидуальная и групповая упаковка
Индивидуальной, или первичной потребительской упаковкой называют ту, в которую, как правило, помещают одну товарную единицу. Коробка для пиццы, бутылка с соком, пачка с крупой — все это относится к первичной упаковке, и именно ее в основном видит на полках магазинов потенциальный покупатель.
Как правило, такая тара имеет непосредственный контакт с товаром. Но есть и особая ее разновидность — комбинированная упаковка, когда сама тара, в которой содержится продукт, пакуется дополнительно. Чаще всего это делается в маркетинговых целях, для продвижения и продукта, и бренда. |
Например, таким образом может паковаться дорогой алкоголь (бутылка плюс коробка или туба), парфюмерия и другие товары.
Групповая упаковка — используется для размещения в ней определенного количества единиц товара. Это могут быть картонные коробки, лотки типа tray, термоусадочная пленка. Помимо маркировки на такую упаковку также наносится вся необходимая фирменная атрибутика.
И ее мы тоже можем увидеть на прилавке — например, те же бутыли с соком или минеральной водой, упакованные в плотную полимерную пленку с соответствующим логотипом.
Интересные конструкции:
Основные виды потребительской упаковки
Исходя из степени жесткости упаковочного материала различают мягкую, полужесткую и жесткую упаковку.
- Мягкая представляет собой изделия из однослойных, многослойных полимерных пленок (полипропилен, полиэтилен и т. д.) или комбинированных материалов.
- Полужесткая — изготавливается из картона, пластика, плотной бумаги. Сохраняет свою форму при определенной, ограниченной нагруженности.
- Жесткая — позволяет избежать деформации при относительно высоких нагрузках. Это всевозможная тара из плотного картона, стекла, металла.
По характеристикам материала упаковка может быть картонной, бумажной, металлической, стеклянной, а также из мягкого или жесткого пластика (ПЭТ, полиэтилен и т. д.). Кроме того, она может изготавливаться из комбинированных материалов — пленки, картона, бумаги, фольги. |
Такая упаковка очень разнообразна, в том числе это:
- «скин» — используются картонная подложка и термоусадочная пленка, которой эта подложка обтягивается;
- «флоу» — расплав полимера наносится непосредственно на товар;
- «стретч» — термоусадочная или растягивающаяся пленка часто используется с картоном (склеивается или сваривается между его листами);
- «вителло» — термоформованные стаканы, состоящие сразу из нескольких материалов, например, листового полистирола, картона и полипропилена;
- «блистер» — футляры из прозрачного листового материала и жесткой картонной подложки.
Однако на этом классификация потребительской упаковки далеко не заканчивается. Она может различаться по технологии изготовления (например, выдувная и литьевая тара), степени компактности (неразборная, складная, разборная), степени защиты (паронепроницаемая, изобарическая, влагостойкая).
Интересные конструкции:
Оптимальное решение для потребительской упаковки — картон
Потребительская тара крайне разнообразна. Однако и в этой сфере есть свой безусловный лидер, и это — картон. Благодаря нескольким своим характеристикам он имеет ряд ключевых преимуществ.
- Материал прочный и жесткий. Он позволяет надежно защитить товар от механического воздействия, деформации, порчи.
- Картонная упаковка практически универсальна, поскольку в нее можно поместить и безопасно доставить очень многие потребительские товары, а качественная обработка поверхности упаковки делает ее весьма презентабельной.
- Картон широко используется в самой различной комбинированной упаковке.
- Удельный вес материала весьма низок, что крайне удобно при транспортировке, погрузке и разгрузке.
- Упаковочный картон экономичен и имеет невысокую конечную цену.
Помимо этого, материал отлично подходит для переработки в качестве вторсырья, что выгодно и в экономическом, и в экологическом аспекте. |